В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования Туапсинский район на 2022 год проведено экспертно-аналитическое мероприятиена проект решения Совета муниципального образования Туапсинский район «О бюджете муниципального образования Туапсинский район на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов»
В ходе проверки установлено:
Представленный проект бюджета муниципального образования Туапсинский район на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета муниципального образования Туапсинский район «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Туапсинский район» и другими правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования Туапсинский район.
1. Проект решения о бюджете внесен в Совет муниципального образования Туапсинский район с соблюдением срока, установленного пунктом 1 статьи 185 БК РФ, частью 17 Положения о бюджетном процессе.
2. Содержание текстовых статей проекта бюджета и приложений к нему в целом соответствует требованиям БК РФ, Налогового кодекса РФ, Положению о бюджетном процессе. В проекте бюджета соблюдены ограничения, установленные БК РФ, по размеру дефицита бюджета, объему муниципального долга и расходам на его обслуживание, предельному объему заимствований, размеру резервного фонда, условно утвержденным расходам.
3. Проектом бюджета предложено утвердить показатели:
- по доходам в 2024 году – 3 630 849,5 тыс.рублей, в 2025 году – 3 285 471,0 тыс.рублей, в 2026 году – 3 048 460,7 тыс.рублей.;
- по расходам в 2024 году – 3 741 633,1 тыс.рублей, в 2025 году – 3 277 071,0 тыс.рублей, в 2026 году – 3 040 060,7 тыс.рублей;
- дефицит бюджета в 2024 году – 110 783,6 тыс.рублей, в 2025 году профицит бюджета 8 400,0 тыс.рублей, в 2026 году профицит бюджета 8 400,0 тыс.рублей.
Из общего объема расходов на 2025 год условно-утвержденные расходы (не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования) составят 39 687,6 тыс.рублей или 2,5% общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначения), на 2026 год - 75 400,0 тыс.рублей или 5% общего объема расходов бюджета, что соответствует нормам пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.
На 1 января 2026 года верхний предел муниципального внутреннего долга запланирован в размере 135 983,6 тыс.рублей, на 1 января 2027 года в размере 127 583,6 тыс.рублей
Бюджетные проектировки неналоговых доходов бюджета на 2024 год к оценке ожидаемого исполнения за 2023 год демонстрирует отрицательную динамику.
Существенное снижение доходов ожидается по неналоговым доходам:
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства минус 25 242,2 тыс.рублей, темп роста к ожидаемому исполнению за 2023 год 15,9%:
- доходы получаемые в виде арендной платы за земельные участки минус 10 195,0 тыс.рублей, темп роста к ожидаемому исполнению за 2023 год 93,5%;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена минус 4 044,0 тыс.рублей, темп роста к ожидаемому исполнению за 2023 год 31,5%;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба минус 2 625,1 тыс.рублей, темп роста к ожидаемому исполнению за 2023 год 57,7%.
4. Проектом бюджета на реализацию муниципальных программ предусмотрено в 2024 году – 3 580 922,6 тыс. рублей, что на 49 299,2 тыс.рублей или на 101,4% больше расходов предусмотренных на реализацию муниципальных программ в 2023 году, в 2025 году – 3 075 501,1 тыс. рублей, что на 509 421,5 тыс.рублей или на 14,1% меньше расходов предусмотренных на реализацию муниципальных программ в 2024 году, в 2026 году – 2 802 778,4 тыс. рублей, что на 272 722,7 тыс.рублей или на 8,9% меньше расходов предусмотренных на реализацию муниципальных программ в 2025 году.
В 2024 году 9 муниципальных программ предлагаются к финансированию в объеме от 102,4 до 152,4% от суммы средств бюджета, предусмотренных паспортами программ, в 2025 году 6 муниципальных программ предлагаются к финансированию в объеме от 101 до 149,3% от суммы средств бюджета, предусмотренных паспортами программ, в 2026 году 3 муниципальные программы предлагаются к финансированию в объеме от 103,3 до 149,2% от суммы средств бюджета, предусмотренных паспортами программ
Кроме того, проектом бюджета на 2026 год предусмотрен объем средств на реализацию следующих муниципальных программ:
- «Туапсинский район – территория комфортного проживания» 9 630,5 тыс.рублей;
- «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании Туапсинский район» - 13 828,2 тыс.рублей;
- «Функционирование органов местного самоуправления муниципального образования Туапсинский район – 107 869,6 тыс.рублей;
- «Социальная поддержка отдельных категорий граждан муниципального образования Туапсинский район» - 5 533,8 тыс.рублей, в то время как паспортами данных муниципальных программ расходы на 2026 год не предусмотрены.
По результатам проведенной экспертизы, Контрольно-счетная палата муниципального образования Туапсинский район предлагает муниципальному образованию Туапсинский район, главным администраторам бюджетных средств:
1. Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер, направленных на укрепление и развитие доходного потенциала местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации поставленных зада.
2. Не допускать утверждение плановых показателей, не подтвержденных прогнозными расчетами и анализом имеющихся рисков.
3. При внесении изменений в муниципальные программы, предусматривающих увеличение объемов их финансирования, обеспечивать их надлежащее экономическое обоснование в целях подтверждения фактической потребности и обоснованности планируемых объемов финансовых ресурсов программы.
Контрольно-счетная палата муниципального образования Туапсинский район считает возможным принять проект решения Совета муниципального образования Туапсинский район «О бюджете муниципального образования Туапсинский район на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
Экспертное заключение направлено:
• Главе муниципального образования Туапсинский район;
• Председателю Совета муниципального образования Туапсинский район.